Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция по специальности «Менеджер по закупкам»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.
Должностные обязанности специалиста по закупкам 44-фз
В обязанности специалиста по закупкам согласно Закону №44-ФЗ может входить:
-
Разработка плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе (ЕИС) плана закупок и внесенных поправок;
-
Составление плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в ЕИС плана-графика и внесенных изменений;
-
Подготовка и размещение в ЕИС извещений о проведении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
-
Проведение закупок;
-
Участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков, подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
-
Другие полномочия, предусмотренные Законом №44-ФЗ.
Специалист по закупкам: должностные обязанности и должностная инструкция
На основе закона о закупках в каждой организации разрабатывается должностная инструкция, которая определяет обязанности специалиста по закупкам.
Всероссийский учебно-методический центр «Аукцион Консалтинг» организует курсы, на которых рассматриваются все тонкости составления должностной инструкции в зависимости от специфики компании. «Аукцион Консалтинг» предлагает очную, заочную форму обучения, вебинары, семинары с выездом лектора в организацию заказчика.
Также обучающий центр предоставляет услугу по разработке должностной инструкции в соответствии с Федеральным законом № 44 и №223. В короткий срок Вы получите качественно подготовленные документы в полном согласии с действующим законодательством и требованиями профстандартов.
Особенности работы контрактного управляющего в небольшой организации.
С одной стороны, работы для контрактного управляющего немного, только придется повозиться с планами и расчетами объемов закупок, внести в единую электронную систему (Общероссийский сайт – до ввода Единой электронной системы) несколько извещений и контрактов по ним.
Также нужно составлять отчеты об исполнении контрактов. Возможно, что придется самостоятельно решать вопросы с электронными ключами (Электронными цифровыми подписями – ЭЦП). И этим занимается тендерный специалист.
У небольшого объема закупок есть своя обратная сторона — руководству не имеет смысла выделять под эту работу отдельную штатную единицу, поэтому начинают страдать те сотрудники, которые есть под рукой.
Мне известны контрактные управляющие, основная должность которых — завхозы, воспитатели детского сада и т. д.
Можно им только посочуствовать, так как работа контрактного управляющего требует много труда и времени не только на сами процедуры, но и на то, чтобы не отстать от непрерывно выходящих постановлений Правительства, Минэкономразвития и т. д.
Штрафы, которые могут налагаться на должностные лица за нарушения в соответствии с КоАПом, при этом часто кратны их мизерной зарплате, например, в детском саду.
Коротко говоря, даже минимальный объем закупок требует от таких совместителей основательных знаний законодательства, практики его применения и потенциально приводит к такой же ответственности, как и при работе в крупной организации, а оплачивается скудно.
Работа контрактного управляющего в крупной организации
Контрактный управляющий, работающий у крупного заказчика, попадает в другую ситуацию. При объеме закупок от 100 млн. руб. заказчик обязан создать контрактную службу. В этом случае заниматься закупками будет несколько человек, а значит, у каждого появляется возможность специализации. Тут возможны два основных варианта:
поделить деятельность сотрудников по функционалу госзакупок (один пишет ТЗ, другой ведет отчетность, третий взаимодействует с поставщиками и т. д.).
дать каждому сотруднику возможность делать полный цикл процедур закупки по ограниченному перечню тем.
Работа с госзакупками предполагает массу действий, которые могут повлечь за собой юридические последствия, поэтому крайне важно, чтобы у контрактной службы была возможность привлекать к работе квалифицированного юриста, либо постоянно, либо по мере необходимости.
Порядок утверждения и подписи инструкции
Утверждение документа обычно выполняют руководители компании. Инструкция может быть в виде самостоятельного правового акта: тогда ее подписывает сам руководитель. А также она может являться отдельным приказом.
Факт, что специалист по закупкам с инструкцией ознакомлен, подтверждается его подписью, которую он ставит на копии или же вносит в журнал, где учитываются все должностные инструкции в компании.
Некоторые предприятия имеют практику, при которой инструкция проходит согласование у юриста. В этом случае о ее согласовании свидетельствует подпись юриста на документа или в журнале, где в компании учитываются
инструкции.
В должностной инструкции специалиста по закупкам отображаются описания прав, обязанностей, ответственности, которые относятся к сотруднику на данном месте работы. Важно, чтобы документ был заверен руководителем компании, а специалист подтвердил, что он получил ее.
Чтобы обеспечение организации всеми необходимыми ей ресурсами пребывало в стабильном состоянии, требуется участие в данном процессе специалистов в сфере закупок.
Только профессионалы способны грамотно проанализировать состояние существующего рынка товарно-материальных ценностей в конкретной сфере и соотнести его с потребностями и возможностями своей компании, а затем определить соответствие качества предлагаемых товаров, работ, услуг с их рыночной стоимостью.
Кроме этих стратегических задач, специалисты по закупкам решают также множество возникающих в процессе торгов вопросов конкретного характера.
Все эти очевидные преимущества наличия в штате специалистов по закупкам имеют единственный недостаток, который выражается в необходимости выплачивать им достаточно высокие зарплаты, отвечающие их статусу востребованных сегодня на рынке труда профессионалов в закупочной сфере.
Сфера ответственности специалиста по закупкам, обозначенная в должностной инструкции, предусматривает:
- обеспечение и контроль за выполнением плана закупок;
- неразглашение конфиденциальной информации, определённой внутренними документами организации в качестве корпоративной тайны;
- соблюдение существующих правил внутреннего распорядка и принятых дисциплинарных стандартов;
- следование требованиям пожарной безопасности и правилам техники безопасности;
- неукоснительное выполнение всех распоряжений своего непосредственного руководителя и главы всей организации;
- недопущение нанесения материального ущерба и ущерба деловой репутации своей организации.
Необходимость повышения квалификации
В связи с наличием обширного перечня трудовых обязанностей менеджер по снабжению государственного предприятия должен в совершенстве знать основы гражданского, бюджетного, административного и трудового законодательства. Множественные изменения, регулярно вносимые в нормативно-правовую базу, зачастую существенно снижают эффективность снабженческой политики. Прохождение обучения по программе повышения квалификации позволит сотруднику не только систематизировать имеющиеся у него знания, но и разработать новые подходы к порядку взаимодействия с поставщиками товаров и услуг.
Таким образом, получение диплома о профессиональной переподготовке неразрывно связано с появлением новых возможностей для дальнейшего карьерного роста. Умение грамотно применять полученные знания на практике позволит менеджеру по госзакупкам достичь хороших результатов во всех направлениях своей деятельности. А именно:
- Эффективно осуществлять закрытые закупки в соответствии с правилами, изложенными в федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ. В данном виде закупочных мероприятий могут участвовать приглашённые заказчиком компании. Информация, касающаяся особенностей проведения данной процедуры, не размещается в единой информационной системе. Закрытые торги могут проводиться с помощью электронной площадки АСТ-ГОЗ.
- Качественно проводить экспертизу имеющихся заявок. Процедура является обязательной для каждого заказчика. Она позволяет выявить факты несоответствия заявки закупочным документам. К основным критериям оценки относятся следующие:
- полнота пакета предоставленной документации;
- правильность заполнения заявки;
- её соответствие установленным техническим требованиям.
- Осуществлять оценку эффективности проводимых закупочных мероприятий. К основным критериям, принимаемым во внимание при формировании объективного мнения о результатах работы по госзакупкам, относятся:
- соответствие поставки ранее согласованному графику;
- качество товаров (услуг) должно соответствовать заявленным требованиям;
- уровень сформированных запасов;
- уровень экономии (с точки зрения понесённых заказчиком затрат, в том числе временных).
- Добиться максимальной оптимизации системы закупок предприятия. Грамотное управление закупками в положительном ключе сказывается на уровне понесённых издержек. Единственным нюансом, который нужно учитывать при совершенствовании снабженческой политики, является обязательность её соответствия направлению стратегического развития организации.
Должностная инструкция менеджера по закупкам
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность менеджера ООО «Нижегородметалл-Сервис» (далее – Общество).
1.2. Менеджер назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора Общества.
1.3. Менеджер относится к категории служащих и подчиняется непосредственно начальнику ПЗУ Общества.
1.4. На должность менеджера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку в области теории и практики менеджмента, стаж работы по специальности не менее 1 года.
1.5. Менеджер должен знать:
– законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность;
– рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса;
– конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения;
– теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела;
– теорию и практику работы с персоналом;
– формы и методы ведения рекламных кампаний;
– этику делового общения;
– основы технологии производства;
– методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникаций и связи, вычислительной техники;
– основы законодательства о труде;
– правила и нормы охраны труда.
1.6. Менеджер в своей деятельности руководствуется:
– локальными актами и организационно-распорядительными документами Общества;
– правилами внутреннего трудового распорядка;
– правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
– указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
– настоящей должностной инструкцией.
1.7. В период временного отсутствия менеджера его обязанности возлагаются на лицо, назначенное Директором Общества. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Функциональные обязанности
Менеджер осуществляет следующие трудовые функции:
2.1. Организация и ведение закупок:
– поиск потенциальных поставщиков;
– ведение коммерческих переговоров с поставщиками в интересах Общества;
– оперативное реагирование на информацию, поступающую от поставщиков, и доведение ее до сведения Начальника ПЗУ;
– мотивация поставщиков на работу с Обществом.
2.2. Планирование и аналитическая работа:
– составление ежемесячного плана закупок;
– анализ статистических данных закупок, определение наличия и потребности в материалах на текущий момент и на будущие периоды, оптимизация складских запасов;
– предоставление отчетов по итогам работы в соответствии с регламентом Общества;
– обеспечение маркетинговых исследований по изучению предложений от поставщиков, уровню цен, перспектив развития рынка сбыта;
– составление прогнозов по поставкам продукции на склад.
2.3. Обеспечение закупок:
– прием и обработка заказов от клиентов Общества;
– окончательное согласование с поставщиком условий по ценам, дате отгрузки и способу доставки продукции на склад;
– взаимодействие с подразделениями Общества с целью выполнения возложенных задач;
– участие в рабочих совещаниях;
– ведение рабочей и отчетной документации.
– поддержание в активном состоянии данных о поставщиках в информационной системе.
– участие в рассмотрении поступающих претензий и жалоб от поставщиков.
– обеспечение своевременного поступления продукции на склад на основании документов от поставщиков, заполненных в соответствии с законодательством;
– недопущение дебиторской задолжности по расчетам с поставщиками;
Менеджер имеет право:
3.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
3.2. Запрашивать лично или по поручению начальника ПЗУ отчеты и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.3. Требовать от Начальника ПЗУ оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.4. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
3.5. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов по закупкам, входящих в компетенцию менеджера.
Менеджер несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.1.7. Со��ершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.
5. Условия работы
5.1. Режим работы менеджера определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Обществе.
5.2. В связи с производственной необходимостью менеджер может выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
Управление закупками на предприятии
Управление закупками на предприятии регулирует поток товаров и услуг и обрабатывает все данные, связанные с общением с поставщиками. Для достижения результатов необходимо знание цепочки поставок, коммерческого и налогового прав, порядка выставления счетов, порядка формирования запасов, а также знание вопросов транспортировки и логистики. Помимо хорошего знания приобретаемых товаров и услуг, специалисты по закупкам также должны уметь планировать, осуществлять и контролировать стратегии закупок, все эти должностные обязанности помогут их предприятиям стать более прибыльными.
Поиск надежных поставщиков является важной частью управления закупками. Руководители, агенты и специалисты по закупкам обычно узнают о новых товарах и услугах из Интернета, а также на выставках и конференциях. По возможности они встречаются с потенциальными поставщиками на их заводах. Знание иностранных языков может быть полезным при поиске поставщиков заграницей. Специалисты, работающие в этой отрасли, всегда должны оценивать потенциальных поставщиков с точки зрения их способности поставить качественный товар по приемлемой цене и точно в срок.
Требования к кандидатам
К претендентам на обе профессии вследствие схожести некоторых их полномочий и специфики рабочих обязанностей, а также потому что и у менеджера по снабжению, и у специалиста по закупкам должностные инструкции в ДОУ (документационном обеспечении управления) почти одинаковы, выдвигаются примерно одни и те же требования. И специалист по закупкам, и менеджер по снабжению должны:
- Обладать умением вести переговоры с клиентами и добиваться от них высокой конверсии.
- Уметь брать на себя ответственность за принятие сложных решений.
- Уметь проанализировать ситуацию на рынке или любой другой требуемый для анализа объект.
- Проводить работы с внушительными размерами информации и вести не менее обширную документацию.
- Обладать компетенциями в области транспортировки грузов и таможенного законодательства на теоретической основе.
- Уверенно владеть персональным компьютером и пользоваться всеми необходимыми в работе программами.
Однако это не весь перечень требований, которые предъявляются кандидатам на одну из двух рассматриваемых в данной статье должностей. К старшему специалисту по закупкам, с должностной инструкцией которого мы уже разобрались, точно так же, как и к менеджеру по снабжению, работодатель имеет право предъявить какие-то другие требования, в число которых может войти, например, свободное владение иностранным языком в случае, если организация ведет свою деятельность в том числе и за границей той страны, в которой она располагается.
Какое образование должен иметь специалист по госзакупкам
Осенью 2015 года в этой области наконец был наведен порядок. Если раньше понятия «контрактный управляющий» или «специалист по госзакупкам» были только общими фразами, а люди, которые занимались госзакупками, занимали должности юристов, экономистов или бухгалтеров, то теперь существует целый ряд должностей с требованиями к их соискателям.
Общими требованиями являются: наличие высшего или среднего профессионального образования (в зависимости от должности), повышение квалификации или прохождение программы переподготовки, а также наличие опыта работы. Подробно эти требования изложены в профессиональных стандартах.
Как правило, чаще всего специалистами по госзакупкам становятся люди с юридическим, экономическим или бухгалтерским образованием. Причем в небольших организациях работа с закупками им достается в придачу к их основным обязанностям. И только крупные организации (как заказчиков, так и поставщиков) могут себе позволить отдельного сотрудника или даже целую контрактную службу.
Должностная инструкция специалиста по закупкам: образец
Для иных юридических лиц закреплена четкая обязанность работодателя по соблюдению профессиональных рамок (ст. 195.3 ТК РФ). Действующий профстандарт специалиста по закупкам 44-ФЗ также определяют несколько статей Закона о контрактной системе (ЗКС).
В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в данной области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.
Профстандарты получают свое применение даже при создании закупочной комиссии. Дается преимущество сотрудникам с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Прибыть на работу за 5-10 минут до начала смены. 2.2. Надеть и застегнуть рабочую одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, волосы убрать под головной убор. 2.3. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы. 2.4. Получить у непосредственного руководителя (или старшего магазина) рабочее оборудование: сотовый телефон, сканнер штрих-кодов, планшет, устройство для подзарядки, банковскую карту. 2.5. Проверить внешним осмотром: — наличие свободных проходов и проездов к местам складирования продуктов, товаров и тары; — состояние полов (отсутствие щелей, выбоин, набитых планок, неровностей, скользкости и открытых неогражденных люков, колодцев), достаточность освещения в проходах, проездах на местах производства работ; — перед началом погрузочно-разгрузочных работ проверить пути транспортирования грузов (рампы, пандусы, переходные мостики, сходни и др.); — наличие и исправность необходимых для безопасной работы ограждений эстакад, отбойного бруса, охранного борта, а также приспособлений для подъема и перемещения грузов; — отсутствие в залах магазина свисающих и оголенных концов электропроводки. 2.6. Прежде чем использовать товарные электронные весы, убедиться в надежности их заземления. 2.7. Персональному закупщику запрещается: — приходить на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; — самостоятельно подключать к электросети используемое в работе электрооборудование; — заходить в ограждённые зоны с работающим подъёмно-транспортным оборудованием; — самовольно входить в производственные и служебные помещения магазина, не связанные с выполняемой работой (за исключением аварийных ситуаций). 2.8. Включение бытовых приборов производить только при помощи штепсельных соединений. 2.9. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю или старшему магазина и приступить к работе только после их устранения.